РПЦ в Африке: отсюда мы уже не уйдём



РПЦ в Африке: отсюда мы уже не уйдём

Но так ли эти позиции канонически сильны?


Наконец, мы дождались того, к чему так настоятельно призывал сайт ФСК в материалах, посвящённых положению с Патриархатом Александрийским и всей Африки. Правда, главного, увы, так и не случилось.



Решением Священного синода Московского патриархата от 29 декабря 2021 года образован Африканский экзархат. Это явилось ответом на вероломные антиканонические действия патриарха Александрийского Феодора (молчаливо поддержанные местным епископатом) по признанию т.н. «Православной церкви Украины» (ПЦУ).


Кто рассеет египетскую тьму


Синод постановил принять в юрисдикцию Русской церкви 102 африканских священника, которые обратились к Московскому патриарху с соответствующим прошением. Для них учреждён Патриарший экзархат Африки во главе с митрополитом Клинским Леонидом (Горбачёвым). Он состоит из двух епархий: Северо-Африканской с центром в Каире и Южно-Африканской с центром в Йоханнесбурге.


Сергиево-Радонежский кафедральный храм Южно-Африканской епархии РПЦ уже окружён русскими берёзками

Первая охватывает 31 страну, вторая – 23. Разделение между территориями – примерно по экватору. То есть следует ожидать назначения ещё двух епископов.

Будут ли эти архиереи также из числа африканских? Надежд на это мало. 32 из 37 епископов впавшего в Варфоломееву ересь Александрийского патриархата (АП) – греки, выходцы из Греции и Кипра, которые, как правило, живут на родине и лишь изредка совершают «пастырские визиты» к пасомым.

«Греческая миссия в Африке это уже давно одна большая потёмкинская деревня, – сообщает бывавший на Чёрном континенте миссионер о. Георгий Максимов. – Реальность ужасающе иная. Верующие массово уходят, священники уходят, многие приходы закрываются, а те, что есть, зачастую влачат жалкое существование. Православие угасает в Африке… Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре… Эта потемкинская деревня выстроена прежде всего для греков из Греции и Кипра, чтобы собирать с них пожертвования «на африканскую миссию»».

Судя по тому, что за два года, прошедших после признания ПЦУ Феодором, никто из архиереев АП не выступил с протестом, для подавляющего большинства из них племенная солидарность (ещё одна ересь – этнофилетизм) куда важнее, чем какие-то там каноны.

В октябре 2021 года, правда, «проснулся» митрополит Антинойский Пантелеимон. Действия Варфоломея, Феодора и предстоятеля Элладской церкви, также признавшего ПЦУ, он назвал «неканоничными и противоречащими священным канонам», призвав принести «истинное покаяние», иначе их ждёт «страшный суд Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» за «соблазн для верных». Владыка Пантелеимон, правда, не является действующим митрополитом. В 2006 году, в возрасте всего лишь 51 года его, «известного выступлениями в защиту святоотеческого Предания и канонического порядка», неожиданно отправили на покой. Случилось это вскоре после того, как в должность предстоятеля АП вступил экуменист Феодор (к слову, ситуация напоминает отправление в 2008 году на покой 50-летнего епископа УПЦ МП твёрдого антиэкумениста Ипполита Хилько в те годы, когда явственно проявились автокефалистские и экуменические поползновения руководства Киевской митрополии; и справедливость, увы, до сих пор не восстановлена).

Поэтому, возвращаясь к сегодняшнему состоянию африканского епископата, новоназначенный русский экзарх митрополит Леонид (Горбачёв) подчеркнул: «Кадровый вопрос – один из приоритетнейших сегодня». И твёрдо заявил: «Ядро экзархата будет коваться в Москве» (выделено здесь и везде мной. – Д.С.).


Почему даже покаяние Александрии не повлияет на позиции Московского патриархата


Среди других мощных посланий владыки Леонида особо обращают на себя внимание следующие: «Конечно, мы не свернём, мы не свернем уже ниоткуда. Туда, куда мы заходим, мы ниоткуда выходить не будем… На африканском направлении никаких отходов назад не будет, мы будем только укрепляться и расширяться». И даже если Феодор надумает покаяться, с ним Русская церковь всё равно будет «разговаривать только с позиции того, что у нас уже есть – никто давать ничего обратно уже не будет».

«Людей уже довели до такого состояния, что они готовы ждать еще годы и годы, но не возвращаться под управление Александрийского патриархата», – поясняет русский архиерей, указывая на бесправное положение, в котором пребывают чернокожие священники по отношению к их греческим епископам.

Те, кто следит за происходящим в православной Африке, знают, о чём говорит митрополит Леонид. Член Межсоборного присутствия РПЦ о. Георгий Максимов не раз приводил примеры произвола греческих иерархов по отношению к африканским клирикам и даже святотатства по отношению к «русским иконам» в храмах, чьи общины выразили желание уйти от ересиарха, как это случилось в Танзании.


Неблагонадёжные иконы

Это позволяет о. Георгию свидетельствовать: «Решение Синода историческое, и я надеюсь, что это станет спасением для африканского Православия, вдохнет в него новую жизнь. Православные африканцы заслуживают лучшего».

Кроме того, священник теперь видит вполне сбыточную надежду на то, что решение Русской церкви «послужит к исцелению многочисленных расколов, в которые за прошлые годы убежало множество африканских священников и мирян от «мудрых» и «понимающих Африку греков». Там иногда отпадали целые благочиния».

И сразу после решения русского Синода, как надо было ожидать, поднялся вселенский вой в стиле «А нас за що?!». Не станем размениваться на мелких шавок, вроде спикера ПЦУ Зори, естественно усмотревшего в африканских священниках агентов ФСБ. Но вот Александрийская патриархия 30 декабря выразила «свою глубочайшую скорбь по поводу соборных решений Русского Патриархата о создании своего экзархата в канонических границах Александрийской патриаршей церкви». Было заявлено, что она «продолжит выполнять свои пастырские обязанности по отношению к вверенной Богом пастве, руководствуясь духовным наследием отцов греческой церкви» (хотя, откроем нынешним «отцам», подлинным отцом Александрийской церкви был отнюдь не грек, а еврей – апостол Марк; но даже ему Бог не вверял паству за пределами северной части Африки).

Предвидя подобную реакцию, митрополит Леонид, заранее выдал непреклонный мэсседж: «После признания раскольнической организации… нам безразлично, будут ли предприниматься какие-либо действия со стороны Александрийского Патриархата. Но… если священноначалие АП признает свою ошибку и принесет покаяние, мы будем готовы о чем-то говорить». «О чём-то» (и то – при условии полного и чистосердечного раскаяния), это, возможно, как раз о канонических границах Александрийского патриархата. Ведь на всю Африку Александрия расширила свою юрисдикцию только в XX веке. Самовольно – без соборного согласования всех поместных церквей.

Если так, то есть что ответить и Кириллу Говоруну клирику… Московской патриархии (!), ныне осевшему в США и оттуда «обличающему» собственный патриархат: «Мы имеем дело с созданием параллельной юрисдикции на территории древней Церкви. Ее эксклюзивное право на эту территорию было постулировано в период установления принципа канонической территории в Церкви – 6-м каноном Первого Вселенского Собора: «Пусть сохраняются древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе (как видим, речь идёт только о Присредиземноморье. – Д.С.) чтобы Александрийский епископ обладал властью над всеми ими»… Русские же преосвященные в 2021 г. непосредственно нарушили этот основной канон Вселенского Собора в Никее».


Есть куда укрепляться


Однако отчасти воспитанник ОВЦС РПЦ Говорун прав. Нарушение канонической территории поместной церкви, которая не признана неканонической (то есть формально остаётся церковью) – серьёзное нарушение канонов. Именно это вменяется нами Фанару в числе преступлений, совершённых при вторжении на Украину (а перед тем в Эстонию и Финляндию) – каноническую территорию Русской церкви.

Александрийский патриархат вместе Элладской и Кипрской церквами поддержал Варфоломея в его ересях (положенных в обоснования вторжения на Украину). Тем самым все эти греки вывели себя из канонического поля православия. Что и отметил синод Московского патриархата ещё в 2018-2020-х годах. Но это должно быть руководством к действию, а не просто «печальной констатацией факта». Ибо духовно окормлять верных Православию чад, оставшихся без своих, отпавших в ересь архипастырей – прямая обязанность канонической Церкви. Для этого нужно лишь одно: недвусмысленно заявить, что Экуменический и Александрийский патриархаты вместе с Элладской и Кипрской церквами – более не православная Церковь. Другими словами, архиерейский собор Русской церкви должен вынести анафему Варфоломею, Иринею, Феодору, Хризостому и их последователям. Только тогда учреждение русских экзархатов в Африке, Турции, Греции на Кипре будет канонически безупречным. Только так Русская церковь сможет привлечь в создаваемые епархии новых священников. Не исключено, и епископов, коих – не приемлющих Варфоломеев папизм – немало как в Греции, так и на Кипре.

Сейчас в Африканский экзархат РПЦ перешла примерно треть африканского клира. Как минимум, ещё столько же желает перейти. Несомненно, каноническая определённость в их решении сыграет весомую роль.

Тем более что Феодор после своего «разчехления» пошёл вразнос и только обрастает ересями. Так, вручая дипломы аспирантам духовной академии и семинарии Александрийского патриархата (действующего при поддержке минобразования Греции), Феодор призвал их нести свет Православия и… Эллинизма» (троеточие моё. – Авт.). Эллинизм – это совокупность религиозных движений, с 1990-х годов возрождающих и реконструирующих древнегреческие религиозные практики, в центре которых пантеон 12 олимпийских богов. Ещё в 2006 году председатель общества греческих православных священников о. Евстахий Коллас заявил, что эллинисты «стремятся вернуть Грецию к чудовищным мрачным заблуждениям прошлого».

Эллинистов, правда, Феодор в службах ещё не задействует, но вот на последнюю Рождественскую литургию он пригласил в храм Божий имама с сопровождающими. Теми самыми, которые явившегося в тот день Богомладенца называют не более чем очередным из пророков. Возглас «Двери, двери!», после чего читается «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа», таковых, очевидно, не касался, ибо мусульмане были названы Феодором «братьями».

На той же литургии (если так это можно назвать) с «православным» Феодором молился еретик-миафизит, предстоятель Коптской церкви. Ему Феодор ещё на прошлое Богоявление поведал: «Наши церкви – это [единая] Церковь». Так что братья-магометане на литургии – лишь развитие «нового слова в богословии» от Александрийского патриарха.

Итак, оснований для вынесения анафемы Феодору со стороны Русской церкви не меньше, чем для анафематствования Варфоломея. И тогда с полным каноническим основанием можно будет открывать не только Африканский, то и Турецкий, и Элладский, и Кипрский экзархаты Русской церкви. Если нам, конечно, небезразличны души наших единоверцев, лишённых ныне спасительных Христовых таинств.