Обезьяна Господа Бога

Обезьяна Господа Бога

Рождённый в СССР

Так сложилось, что значительную часть своей жизни, как раз период взросления и становления, я провёл на Украине. И позже, уже не проживая там долгое время, я тем не менее каждый год на месяц-полтора возвращался в места, ставшие для меня родными. И всё же родился я не там. Первые двенадцать лет я жил в других частях необъятного Советского Союза: в Казахстане, Узбекистане, России. И возможно, этот какой-никакой, но жизненный опыт и некоторая изначальная отстранённость позволили мне взглянуть на Украину и украинцев незамыленным глазом стороннего наблюдателя.

В дальнейшем, становясь старше, я глубже проникал в психологию и образ мысли окружающих меня людей, и украинская реальность всё больше и больше становилась частью меня самого. Но всё же мне повезло сохранить тот самый взгляд со стороны, что и помогло мне сделать некоторые, смею надеяться, правильные выводы о специфических ментальных особенностях жителей этой замечательной территории. Кое-какими из этих выводов мне хотелось бы поделиться с вами.

Среди многих постсоветских стран и республик, по которым катком цветных революций прошлись «демоны» Джорджа Сороса, этого Мефистофеля нашего времени, Украина, как мне кажется, стоит особняком. Начавшиеся после грантоедской промывки мозгов декоммунизация, десоветизация и в конечном итоге дерусификация этих государств были если и не естественными процессами, то вполне объяснимыми. Для украинцев же всё обстоит несколько сложнее, их нынешняя попытка изжить, исторгнуть из себя «тоталитарное» прошлое невольно обернулась неизбежностью самоуничтожения.

На днях известный боксёр-крымчанин Александр Усик, выступающий под флагом Украины, но при этом при любой возможности демонстрирующий своё презрение к нынешним постмайданным украинским властям, рассуждая в интервью о проводимой на Украине декоммунизации, сказал: «Те люди, которые хотят это проводить, пусть возьмут мыло и верёвку и повесятся, потому что они родились в СССР. Пусть начнут декоммунизацию с себя».

И в этом своём высказывании Усик, кстати, также рождённый в СССР, попал, как мне кажется, в точку, сумел уловить и выразить самую суть проблемы. Украинские борцы с «советским режимом» не просто родились в СССР, но ментально, духовно, мировоззренчески являются его порождением. И для того чтобы отделить, отсечь от себя своё прошлое, им пришлось пойти по пути отрицания и «исправления» собственной сущности. Но как водится, исправление превратилось в искривление, а искривление неизбежно скатилось к жалкому кривлянию.

К оглавлению

Политический барбершоп

Впервые с таким вот «кривлянием» я столкнулся во время вручения нам, первокурсникам, студенческих билетов в далёком уже 91-м. Как вы догадываетесь, это пафосное мероприятие имело место практически через несколько дней после провозглашения Украиной независимости. Стоит упомянуть, что посвящение в студенты проходило в виде торжественной линейки, сценарий которой был отработан давно и не менялся годами: вынос флага, гимн, речь ректора, вручение корочек, пара напутственных фраз от пары преподавателей, торжественный занос флага, гимн, шарики в небо ― расходимся. Но в тот год было несколько деталей, коренным образом отличавшие эту линейку от всех предыдущих.

Во-первых, флаг. Он был уже новенький, «жовто-блакитный», и где только достали за неделю?! Во-вторых, напутствия. Если сам ректор привычно произнёс свою речь по-русски, то упомянутая мною «пара преподавателей» уже старательно выдавливала из себя украинские слова. Получалось комично… Ну этот так, мелочи. Сильнее всего поразил меня бюст вождя. Он стоял на привычном, много лет назад определённом месте, белея в полумраке институтского фойе, но что-то в его облике едва уловимо и в то же время кардинально изменилось.

Увы, уже в те годы я не мог похвастаться остротой зрения, а до осознания необходимости носить очки морально ещё не дозрел. И мне не удалось сразу понять, что не так с образом, знакомым нам с детства. Вроде всё то же, что и прежде: большая голова с характерной залысиной, мудрый взгляд с прищуром, усы, борода… Стоп, борода! Её не было, и усы… Что-то со всем этим было не то. Вместо аккуратных усиков и эспаньолки лицо «Ленина» украшали пышные казацкие усы, как сказали бы в современном барбершопе, стиля «морж». Ё-моё, да это ж Шевченко, но как?!

Нет, над Ильичом за ночь не поработал неведомый скульптор, и мастер фигурного бритья тоже не корпел над «растительностью» на его лице, это был новый бюст, но сделанный, видимо, по старым лекалам, поскольку, за исключением нескольких деталей, это, по сути, был всё тот же Ленин. Институтское начальство, подгоняемое местным чиновничеством, за какие-то 6–7 дней поменяло всю атрибутику, при этом ни на йоту не изменив само мероприятие: ни по форме, ни по содержанию. И вот так вот у них всё…

К оглавлению

Шароварные парады

Это забавное воспоминание моей юности наверняка так бы и осталось воспоминанием, если бы на днях я не натолкнулся на фотографию с какой-то школьной линейки, сделанную уже на сегодняшней Украине. На фото знамённая группа школьников проносит вдоль рядов собравшихся учеников флаг незалэжной Украины, бодро вышагивая чеканным шагом, точь-в-точь как на старых советских фото пионерской поры. Повяжи им галстуки и сделай фотографию монохромной ― вообще не отличишь. И это не что-то из ряда вон, это обычная практика любой украинской школы, которую можно наблюдать каждый год 1 сентября и 25 мая. Такой «тоталитарный» ритуал в стране победившей декоммунизации выглядит странно, не находите?! Возможно, но только на первый взгляд.

Один мой бывший родственник, тоже после 1991 года внезапно ощутивший себя антикоммунистом и патриотом Украины, очень любил критиковать большевиков, советскую власть и вообще всё советское, но почему-то особенно невзлюбил он советские праздники. Каждый раз, вспоминая военные парады и демонстрации на 7 ноября или 1 мая, он выражал своё максимальное негодование «этими совками» с их «милитаризмом» и «казарменным строем».

Каково же было моё удивление, когда я увидел его вместе с его супругой, тоже украинкой, «обиженной советской властью», с упоением лицезреющих по ТВ военный парад на Крещатике по случаю дня украинской независимости. Боже ж мой, столько восторженных «соплей» я не видал даже у каких-нибудь экзальтированных фанаток Стаса Михайлова. Это было нечто, скажу я вам. И моя скромная попытка уточнить, а в чём собственно разница между этим парадом и теми, советскими, нарвалась на железный аргумент ― ты русский, ты не поймёшь. Ну, видимо, да…

К оглавлению

Верной дорогой идёте, панове

Удивительно, как украинские националисты и просто национально озабоченные граждане, на чём свет стоит ругая советскую власть, тем не менее до мельчайших деталей копируют все её ритуалы и атрибуты, лишь слегка приправляя это шароварно-вышиванковым соусом. Ни в одной другой бывшей советской республике не были так сохранены и бережно обновлены все эти бравурные речи, пламенные призывы и мудрые лики вождей на фоне стягов, развевающихся на ветру, словно сошедшие со страниц «Краткого курса истории ВКП(б)». Даже в России, которую все эти борцы с тоталитарным прошлым обвиняют в «совковости», ничего подобного не встретишь, тем более в столь нелепой и гротескной форме, как на Украине.

И самое смешное, что началось всё это не вчера и даже не позавчера. Ещё при любимчике Брежнева, полновластном хозяине Украины товарище Щербицком, «всесоюзная житница» превратилась просто-таки в заповедник социализма. Но не того, где «от каждого по способностям ― каждому по труду», а в смысле тех негативных явлений, которые позже либеральные острословы назвали презрительным словом «совок». Кумовство, чиновничье чванство, низкопоклонство перед начальством, помноженное на гипертрофированное чинопочитание, взяточничество и просто повальное скудоумие и местечковость ― всё это «наследие проклятого режима» на Украине плавно и как-то очень естественно перешло из века прошлого в век нынешний.

И главным спутником всего этого парада уродств всегда оставалась беспредельная украинская вера в «халяву». Твёрдая убеждённость, что волшебника «в голубом вертолёте», который не только внезапно появится с грузом гуманитарного эскимо, но и обязательно решит все проблемы, даже те, что не сумели решить весёлые кавээнщики, можно вызвать бесконечными массовыми камланиями и хоровым пением, один в один как на собраниях домкома товарища Швондера. «Суровые годы уходят…» И вот это всё мы теперь, собственно, и наблюдаем, и даже бывшие кавээн-юмористы в наличии…

К оглавлению

Две с половиной «небесные сотни»

Прокатившиеся по Украине после Майдана война «человекоподобных обезьян» против памятников и разорение «барских усадьб», как это неудивительно, корнями тоже уходят в «коммунистический» 1917 год, когда революционные солдаты, матросы и примкнувшие к ним толпы зевак в угаре борьбы с «наследием царизма» с визгом и гиканьем сносили памятники царям и генералам, грабили, жгли и убивали тех, перед кем ещё недавно пресмыкались.

И даже, о Боже мой, культ «небесной сотни» появился не 2014-м, как полагают плохо исторически образованные в своей массе укрограждане, а всё в том же 1917-м, сразу после провала попытки сопротивления московских юнкеров большевистскому государственному перевороту в те памятные дни октября-ноября. По итогам побоища, продлившегося чуть больше недели, у стен Кремля появился некрополь, где по решению московского Военно-революционного комитета были преданы земле останки погибших участников восстания, выступавших на стороне большевиков, общим числом 240 человек, то есть две с половиной «небесные сотни».

Кстати, юнкеров, выполнявших свой долг, такой чести не удостоили, их похоронили ночью при свете факелов в общей могиле на Московском городском Братском кладбище. В своё время Алексей Максимович Горький написал об этом так: «В сущности своей Московская бойня была кошмарным кровавым избиением младенцев. С одной стороны — юноши красногвардейцы, не умеющие держать ружья в руках, и солдаты, почти не отдающие себе отчёта — кого ради они идут на смерть, чего ради убивают? С другой — ничтожная количественно кучка юнкеров, мужественно исполняющих свой «долг», как это было внушено им».

Интересная цитата, характерная, ничего не напоминает? Вот то-то же.

К оглавлению

Diabolus est simia Dei

Когда-то, в средневековой Европе, кто-то из очень мудрых отцов Церкви первым назвал дьявола обезьяной Господа Бога. В том смысле, что повелитель тьмы, падший ангел, восставший против своего божественного создателя, в своей ненависти к человечеству и вообще созданиям божьим, в противостоянии Богу, распространении лжи и хаоса в людских душах, всем своим естеством отрицая Господа, из раза в раз тщетно старается ему уподобиться, неизбежно превращая любые свои попытки лишь в обезьянье кривляние и жалкую пародию.

Ровно ту же самую картину мы видим и у нынешних украинских «декоммунизаторов». И чем дальше они заходят в отрицании своей реальной истории, своего истинного происхождения, своей собственной сути, тем глубже погружаются в мутные воды ненависти, лжи, злобы и даже прямого богоборчества. И тут уж «томасом» хоть в лоб, хоть по лбу ― «обезьянам» этого не понять.

Алексей Белов

Комментарии